пятница, 30 января 2015 г.

Дурак ты, Левиафан

[Осторожно, скорее всего содержит элементы сюжета, которые вам бы не хотелось узнать до просмотра]
 
Два главных события российского кинематографа конца прошлого года, наконец, добрались и до меня. Сначала не хотелось писать про "Левиафан" совсем. Он оказался слишком громким и назойливым для своего бледного содержания. Но, как бы мне того не хотелось, с "Дураком" его связывает всё же слишком много параллелей.
 
Творение Звягинцева, на мой взгляд, слишком пусто и серо для того огромного внимания, которое ему оказывают. Герои просто плывут по тому потоку помоев, в котором они привыкли жить, и никак не меняются. В картине нет совершенно никакого действия. Она до уныния статична и безыдейна. Мужик пьёт, барин бьёт, баба бегает налево. Всех всё, в целом, устраивает. Никто ни к чему не стремится, никому ничего не нужно. Сопереживать тоже некому. Можно было бы назвать антиутопией, если бы это слово не заняли так прочно ужасы о злых тоталитарных правительствах. А от убойной клюквы, типа иконок на "торпеде" и Круга, звучащего по радио, иногда аж скулы сводит.
 
"Дурак" же, хотя и говорит, на первый взгляд, ровно о том же, оказался произведением гораздо более ярким. Он не даёт забыть о том, что у человека всегда есть выбор, кем ему быть и как ему жить. Вне зависимости от того, что и кто его окружает. И пусть вокруг гниль и ворьё, ты всегда можешь попытаться что-то сделать и, быть может, остаться человеком. У Быкова фильм получился более живой, настоящий. Тут понимаешь, что хотя половина окружающих главного героя людей и твари, но они настоящие, они живые. У каждого находится своя вполне веская причина быть тем, кто он есть. И стали они такими отнюдь не вчера. И тут, хотя и не хочется давать слабины, всё равно понимаешь, что зачастую, даже у самой распоследней мрази есть причина и повод быть этой мразью. Каждый карабкался так, как мог, а в итоге оказался там, где оказался. Абсолютно искренне веришь в то, что происходит. А Дурак, хотя и рвёт и мечет за правду, так в итоге дураком и остаётся. И самое прискорбное, что ты понимаешь, почему он остаётся в дураках. Не мог не остаться. Всё просто и логично.

Так в чём сила, брат? В правде?

Комментариев нет:

Отправить комментарий